Ромео и Джульетта
Спектакль - лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая Маска"
Балет в 3-х действиях по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира
Дата премьеры: 05.03.2016
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Пролог
Труппа собирается на сцене театра «Глобус» для репетиции спектакля «Ромео и Джульетта». После коротких приготовлений репетиция начинается.
I акт
I картина. Городская площадь
На городской площади Ромео безуспешно ухаживает за Розалиндой, становясь объектом колкостей Меркуцио и Бенволио, которые вместе с уличными девками высмеивают его юношескую неопытность. Неожиданно на площади появляется Тибальд. Бесшабашная перепалка между молодыми людьми приводит к драке и невинным жертвам. Герцог Вероны, не намеренный больше терпеть кровопролития на улицах своего города, запрещает обнажать оружие под страхом смерти.
II картина. Дворец Капулетти
Бальная зала приготовляется к торжеству. Джульетта и Кормилица от души веселятся, бегая по зале. Синьор и синьора Капулетти приводят к ней Париса, и она благосклонно отвечает на его сватовство. Гости съезжаются на бал. Ромео в маске проникает во дворец Капулетти в надежде увидеться с Розалиндой. Вместе с ним на бал заявляются Меркуцио и Бенволио. Случайно встретившись в толпе гостей, Ромео и Джульетта увлекаются друг другом. Их общение прерывает Тибальд, что вынуждает Ромео и его друзей покинуть бал. Джульетта узнает, что понравившийся ей молодой человек – из враждебной семьи Монтекки.
III картина. Сад перед домом Капулетти
II акт
IV картина. Городская площадь
На городской площади народ веселится в преддверии праздника. В толпе оказываются Ромео, Меркуцио и Бенволио. По городу проносят фигуру Мадонны. В торжественной процессии Джульетта вместе со своей семьей. Влюбленные, увидев друг друга, через Кормилицу обмениваются записками, в которых договариваются о встрече в церкви.
V картина. Церковь
На службе присутствует весь город. По ее окончании Ромео и Джульетта прячутся в церковном пределе, чтобы остаться наедине. Под сводами собора они отдаются мечтаниям о возможном счастье. Вернувшиеся в церковь Кормилица и патер Лоренцо обнаруживают там влюбленных и узнают их тайну.
VI картина. Городская площадь
Веселье на городской площади прерывает Тибальд, ищущий Ромео для отместки за его вторжение в дом Капулетти. Среди празднующих он находит Меркуцио, между ними завязывается перепалка. Появившийся на площади Ромео пытается разнять их, но Меркуцио гибнет во время дуэли с Тибальдом. Ромео подбирает шпагу погибшего друга и мстит за его смерть. Синьора Капулетти и Джульетта оказываются случайными свидетелями их дуэли и смерти Тибальда. Синьора Капулетти призывает своего мужа к мести и, не выдержав горя, умирает.
III акт
VII картина. Спальня Джульетты
VIII картина. Склеп Капулетти
Эпилог
Репетиция закончена. Труппа покидает театр.
дважды лауреат Российской национальной театральной
Премии «Золотая Маска»
Вячеслав САМОДУРОВ
Музыкальный руководитель и
трижды лауреат Российской национальной театральной
Премии «Золотая Маска»
Павел КЛИНИЧЕВ (Москва)
Энтони МАКИЛУЭЙН (Великобритания)
Художник по костюмам
дважды лауреат Российской национальной театральной
Премии «Золотая Маска»
Ирэна БЕЛОУСОВА (Москва)
Художник по свету
Саймон БЕННИСОН (Великобритания)
Ассистент хореографа-постановщика
Клара ДОВЖИК (Германия)
Дирижёр
Алексей БОГОРАД (Москва)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Джульетта
лауреат и дипломант
международных и всероссийского конкурсов
Екатерина САПОГОВА
театральной премии "Золотая Маска" - 2017,
лауреат премии губернатора Свердловской области
Игорь БУЛЫЦЫН
лауреат всероссийского конкурса
Сергей КРАЩЕНКО
«Бессмертный сюжет здесь танцует дуэтом с быстротекущим сегодняшним днём. А в итоге солирует вечность, которая, презрев злобные свары, кровавые драки, отринув даже саму смерть, оставляет в живых любовь».
Хореограф Вячеслав Самодуров – экс-премьер Мариинского театра, Национального балета Нидерландов и английского «Ковент-Гардена» – возглавил балетную труппу Екатеринбургского театра в сезоне 2011–2012 и за пару лет возвёл её в ранг лидеров российского балета. Свою первую версию «Ромео и Джульетты» он создал по заказу Королевского балета Фландрии в 2014 году. Для Екатеринбурга же Вячеслав Самодуров разработал совершенно новый спектакль. Из бельгийской постановки были заимствованы пара сценографических идей: огромная трехъярусная конструкция, отсылающая к шекспировскому театру «Глобус», платья с принтами картин ренессансных художников и длинными шлейфами.
Сам хореограф говорил о спектакле:
«Мне захотелось немного сбить пафос, свойственный прочтению в балете «Ромео и Джульетты», вынуть историю из контекста времени и даже контекста пространства – так я пришел к мысли о том, что это должна быть репетиция в театре «Глобус»…
…В танцевальном театре есть традиция изображать Капулетти плохими, а Монтекки – хорошими. Мне же кажется, что здесь знаков «плюс» и «минус» не может быть в принципе. Сама ситуация – ужасна. «Ромео и Джульетта» – это балет о любви и об определенной доле неизбежности. Мы наблюдаем, как надежды человека разбиваются о ситуацию социального разделения».
Постоянный сотрудник Вячеслава Самодурова, британский сценограф Энтони Макилуэйн, воплотил в декорациях балета неординарную задумку – «создать жуткое впечатление, что сцена вот-вот рухнет». «Мне кажется, это отличная аллегория того, что семьи Монтекки и Капулетти не так уж прочны, стабильны и влиятельны, как они сами о себе думают. И даже для таких людей мир может развалиться на части, и довольно быстро» – делился он.
Считая, что история Ромео и Джульетты пронизана духом итальянского Возрождения, художник по костюмам Ирэна Белоусова интегрировала в костюмы сюжеты из полотен художников Ренессанса: Мазаччо, Боттичелли. В кульминационной части спектакля элементы её художественного решения «складываются в гармоничную картинку, созданную из золотого, красного, желтого, зеленого цветов, столь характерных для ренессансной живописи».
По словам дирижёра-постановщика Павла Клиничева, «история Ромео и Джульетты, воспетая многими художниками, притягивает всех, кто хочет хотя бы на мгновенье погрузиться в мир страстей и безумия подлинной любви».