И снова он, наш Рудик
3 октября 2019 года
Прошедший Нуреевский фестиваль стал самым масштабным за всю свою историю.
Уфимская публика всегда с большим энтузиазмом ждет начала балетного фестиваля имени Рудольфа Нуреева, имеющего международный статус, знакомящего с разными танцевальными коллективами и известными исполнителями из самых знаменитых театров России и других стран. И всякий раз вольно или невольно зрители не то чтобы сравнивают, но сопоставляют мастерство именитых гостей с талантами нашего театра или изюминки нынешнего фестиваля с сюрпризами самых первых…
Ждать ли в гости Цискаридзе?
В антрактах обмениваются впечатлениями не только профессиональные знатоки танца, журналисты, танцовщики и искусствоведы, но и балетоманы-зрители. Надо отдать должное нашей публике: она гостеприимна, благодарна, принимает артистов восторженно.
Одна постоянная посетительница нуреевских праздников подошла с предложением: «Как бы передать организаторам, что первые фестивали запомнились прибытием в Уфу таких знаковых фигур, как Юрий Григорович. Почему бы не пригласить Николая Цискаридзе? Или Ульяну Лопаткину?».
Фестиваль за прошедшие годы значительно вырос и расширился — и географически, и творчески, стал известен в России как большое культурное событие на родине Рудольфа Нуреева.
Да, в былые годы блистали на сцене взращенные в Башкирском хореографическом колледже звезды мировой величины Наталья Сологуб, Андрей Меркурьев… Но годы летят с невероятной быстротой, а век танцовщика, к сожалению, краток. Звезды прошлых лет остались в воспоминаниях, а у звезд восходящих плотный график. Да и финансовые возможности фестиваля в нынешние времена ограничены. Можно только поблагодарить те театры, которые сумели выкроить пару-тройку дней из жесткого расписания и приехать в Уфу со своими новыми спектаклями.
А Принц-то настоящий!
Открывали многодневный хореографический марафон артисты Московского детского театра имени Натальи Сац тремя одноактными балетами. В трех гала-концертах, как и в двух спектаклях башкирского театра, кроме наших исполнителей выступало немало известных танцовщиков. Среди них были и те, кто приковывал особое внимание и зрителей, и профессионалов. В частности, ведущий солист Большого театра Артемий Беляков в «Лебедином озере», поставленном в Уфе Юрием Григоровичем, в партии Принца, по отзыву главного балетмейстера нашего театра Леоноры Куватовой, был просто недосягаем в своем невероятном таланте и мастерстве. «Он танцует как дышит. Такого живого, настоящего Принца я видела только раз в жизни — в исполнении знаменитого Фадеечева», — отметила она.
С большой отдачей прошли оба отделения вечера «Гала Нуреев», в котором принял участие Олег Ивенко, премьер Татарского театра оперы и балета. В гала-концерте он выступил с двумя номерами, наиболее ярко показавшись в па-де-де из балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» в паре с уфимской прима-балериной Валерией Исаевой. Горячие аплодисменты были наградой Екатерине Первушиной («Кремлевский балет») и Артемию Пыжову (Словацкий национальный театр). Бесспорно, звездой второго гала-вечера стала башкирская балерина заслуженная артистка РБ Ирина Сапожникова, которая со своим партнером Канатом Надырбеком ныне представляет Приморскую сцену Мариинского театра. Ее хорошо знают и ею гордятся уфимцы, а некоторые даже уверены, что она никуда не уехала, а просто брала творческую паузу.
«Легенда о любви» Арифа Меликова в постановке Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе — настолько необычный по хореографическому решению, костюмам и оформлению спектакль, что его можно по праву отнести к самым ярким моментам фестиваля и лишний раз вспомнить работавших с уфимскими артистами ассистентов маэстро — Олега Рачковского и Ольгу Васюченко, художников по восстановлению декораций и костюмов — Дмитрия Чебарджи и Людмилу Иус.
И тут не обойтись без сравнений: наши исполнители главных партий Софья Гаврюшина и Олег Шайбаков были настолько артистичны и красивы, что Ширин (Мария Виноградова, Большой театр) и Ферхад (Иван Васильев, Михайловский театр) особо не выделялись, а органично вписались в канву интересного современного спектакля.
Танец семнадцати королей
Два вечера посвятили фестивалю соседи из Челябинска, показав балет-кантату «Кармина Бурана» и балет «Анна Каренина». Без ложной скромности можно отметить, что «Кармина Бурана», отмеченная успехом у публики, добилась этого благодаря благородному звучанию хора Башкирского театра оперы и балета (главный хормейстер — Александр Алексеев). Мощная, завораживающая музыка Карла Орфа — основа этого спектакля, а потому выразительность нашего оркестра и челябинских вокалистов успешно способствовали удаче хореографической составляющей.
Екатеринбургская труппа полным составом в 80 человек преодолела в холод и дождь немалый путь, чтобы до обеда отрепетировать свою триаду одноактных балетов, а уже вечером подарить уфимцам истинное наслаждение — совершенно разные по хореографии постановки.
На ее выступлении надо остановиться отдельной строкой. Худруком театра является Вячеслав Самодуров, в прошлом солист Мариинского театра, премьер Национального балета Нидерландов и Королевского балета Великобритании. Он поставил в столице Урала несколько выдающихся спектаклей, став обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2014 и 2015 годах. Каждый из трех показанных на Нуреевском фестивале спектаклей своеобразен: Сюита из балета Цезаря Пуни «Наяда и рыбак» — поклон балетному искусству XIX века с его виртуозным классическим танцем, поставлен знатоком старинной хореографии Юрием Бурлаки.
Фрагменты балета «Приказ короля», придуманного и поставленного Самодуровым на специально заказанную композитору Анатолию Королеву музыку — очень зрелищное действо и по световой окраске, и по гармоничному слиянию каждого движения в танце. В Большом Па занята вся труппа, которая то мгновенно приобретает строгую геометрическую форму, то рассыпается в пленительном хаосе, то выдвигает на передний план солистку, то закрывает ее бурным коллективным темпераментным строем. Изысканность прежних времен и новые ритмы сменяются золотым ансамблем семнадцати королей.
Третья часть вечера — «Вальпургиева ночь» на музыку Шарля Гуно — посвящение выдающемуся хореографу XX века Джорджу Баланчину. Сюжет здесь отсутствует, зато бушует вакханалия темпов и ритмов плюс финальная стремительная пляска двадцати четырех красавиц с распущенными волосами (постановщик-дирижер Павел Клиничев, балетмейстер Дайана Уайт).
Посмотрев спектакли приехавших на нынешний фестиваль москвичей и соседей, хочется провести параллели с нашим театром. Не только я, но многие мои продвинутые собеседники отметили чрезвычайно высокий уровень подготовки наших солистов и всей балетной труппы. Сыгранность нашего кордебалета была несравнима ни с какой другой труппой. Связь, которая существует между колледжем имени Нуреева и театральным коллективом, — главная составляющая успеха башкирского балета. Вагановская школа живет и подпитывает все новые поколения танцовщиков, в том числе в Екатеринбурге. Уфимские выпускники, к слову, составляют добрую половину труппы.
Но и нам есть что перенять, учитывая опыт екатеринбуржцев, а именно, на основе классической школы нужно воспитывать серьезный интерес к современной хореографии. Не к той, где частенько красота и смысл перекрываются акробатическими этюдами, а к такой, какую, например, продемонстрировал на прошлом фестивале грандиозный по масштабу и злободневности балет в постановке Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Частично эту тенденцию можно проследить в «Легенде о любви».
Хотелось бы, чтобы наши танцовщики не побоялись неудобных телодвижений (как это случилось с исчезнувшим из репертуара «Прометеем»), а рядом с блистательными балетами классической школы в афише значились бы и современные спектакли.
Кстати
- Нынешний фестиваль стал самым продолжительным и самым масштабным за всю свою 26-летнюю историю. Впервые в рамках форума прошли три гала-концерта с участием мировых звезд.
- Специально для фестиваля хореографом Ринатом Абушахмановым была подготовлена хореографическая композиция «Октет» на музыку Эдварда Элгара.
- Одной из звезд «Гала-Нуреев» стал Олег Ивенко, премьер Татарского театра оперы и балета, сыгравший роль Рудольфа Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон».
- В рамках форума открылась фотовыставка «И снова он, наш Рудик». Французско-российский проект представляет 100 фотографий с изображением легендарного артиста во время его репетиций и выступлений в Парижской национальной опере в период с 1971 по 1984 год. Часть фоторабот организаторы передали в дар Башкирскому театру оперы и балета и колледжу имени Нуреева.
- Премьер петербургской сцены, солист Михайловского театра Иван Васильев, исполнивший в спектакле «Легенда о любви» главную партию, поставит в Уфе балет «Конек-Горбунок». Это будет двухактный спектакль по современному либретто. Премьера состоится летом.
Уфимская публика всегда с большим энтузиазмом ждет начала балетного фестиваля имени Рудольфа Нуреева, имеющего международный статус, знакомящего с разными танцевальными коллективами и известными исполнителями из самых знаменитых театров России и других стран. И всякий раз вольно или невольно зрители не то чтобы сравнивают, но сопоставляют мастерство именитых гостей с талантами нашего театра или изюминки нынешнего фестиваля с сюрпризами самых первых…
Ждать ли в гости Цискаридзе?
В антрактах обмениваются впечатлениями не только профессиональные знатоки танца, журналисты, танцовщики и искусствоведы, но и балетоманы-зрители. Надо отдать должное нашей публике: она гостеприимна, благодарна, принимает артистов восторженно.
Одна постоянная посетительница нуреевских праздников подошла с предложением: «Как бы передать организаторам, что первые фестивали запомнились прибытием в Уфу таких знаковых фигур, как Юрий Григорович. Почему бы не пригласить Николая Цискаридзе? Или Ульяну Лопаткину?».
Фестиваль за прошедшие годы значительно вырос и расширился — и географически, и творчески, стал известен в России как большое культурное событие на родине Рудольфа Нуреева.
Да, в былые годы блистали на сцене взращенные в Башкирском хореографическом колледже звезды мировой величины Наталья Сологуб, Андрей Меркурьев… Но годы летят с невероятной быстротой, а век танцовщика, к сожалению, краток. Звезды прошлых лет остались в воспоминаниях, а у звезд восходящих плотный график. Да и финансовые возможности фестиваля в нынешние времена ограничены. Можно только поблагодарить те театры, которые сумели выкроить пару-тройку дней из жесткого расписания и приехать в Уфу со своими новыми спектаклями.
А Принц-то настоящий!
Открывали многодневный хореографический марафон артисты Московского детского театра имени Натальи Сац тремя одноактными балетами. В трех гала-концертах, как и в двух спектаклях башкирского театра, кроме наших исполнителей выступало немало известных танцовщиков. Среди них были и те, кто приковывал особое внимание и зрителей, и профессионалов. В частности, ведущий солист Большого театра Артемий Беляков в «Лебедином озере», поставленном в Уфе Юрием Григоровичем, в партии Принца, по отзыву главного балетмейстера нашего театра Леоноры Куватовой, был просто недосягаем в своем невероятном таланте и мастерстве. «Он танцует как дышит. Такого живого, настоящего Принца я видела только раз в жизни — в исполнении знаменитого Фадеечева», — отметила она.
С большой отдачей прошли оба отделения вечера «Гала Нуреев», в котором принял участие Олег Ивенко, премьер Татарского театра оперы и балета. В гала-концерте он выступил с двумя номерами, наиболее ярко показавшись в па-де-де из балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» в паре с уфимской прима-балериной Валерией Исаевой. Горячие аплодисменты были наградой Екатерине Первушиной («Кремлевский балет») и Артемию Пыжову (Словацкий национальный театр). Бесспорно, звездой второго гала-вечера стала башкирская балерина заслуженная артистка РБ Ирина Сапожникова, которая со своим партнером Канатом Надырбеком ныне представляет Приморскую сцену Мариинского театра. Ее хорошо знают и ею гордятся уфимцы, а некоторые даже уверены, что она никуда не уехала, а просто брала творческую паузу.
«Легенда о любви» Арифа Меликова в постановке Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе — настолько необычный по хореографическому решению, костюмам и оформлению спектакль, что его можно по праву отнести к самым ярким моментам фестиваля и лишний раз вспомнить работавших с уфимскими артистами ассистентов маэстро — Олега Рачковского и Ольгу Васюченко, художников по восстановлению декораций и костюмов — Дмитрия Чебарджи и Людмилу Иус.
И тут не обойтись без сравнений: наши исполнители главных партий Софья Гаврюшина и Олег Шайбаков были настолько артистичны и красивы, что Ширин (Мария Виноградова, Большой театр) и Ферхад (Иван Васильев, Михайловский театр) особо не выделялись, а органично вписались в канву интересного современного спектакля.
Танец семнадцати королей
Два вечера посвятили фестивалю соседи из Челябинска, показав балет-кантату «Кармина Бурана» и балет «Анна Каренина». Без ложной скромности можно отметить, что «Кармина Бурана», отмеченная успехом у публики, добилась этого благодаря благородному звучанию хора Башкирского театра оперы и балета (главный хормейстер — Александр Алексеев). Мощная, завораживающая музыка Карла Орфа — основа этого спектакля, а потому выразительность нашего оркестра и челябинских вокалистов успешно способствовали удаче хореографической составляющей.
Екатеринбургская труппа полным составом в 80 человек преодолела в холод и дождь немалый путь, чтобы до обеда отрепетировать свою триаду одноактных балетов, а уже вечером подарить уфимцам истинное наслаждение — совершенно разные по хореографии постановки.
На ее выступлении надо остановиться отдельной строкой. Худруком театра является Вячеслав Самодуров, в прошлом солист Мариинского театра, премьер Национального балета Нидерландов и Королевского балета Великобритании. Он поставил в столице Урала несколько выдающихся спектаклей, став обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2014 и 2015 годах. Каждый из трех показанных на Нуреевском фестивале спектаклей своеобразен: Сюита из балета Цезаря Пуни «Наяда и рыбак» — поклон балетному искусству XIX века с его виртуозным классическим танцем, поставлен знатоком старинной хореографии Юрием Бурлаки.
Фрагменты балета «Приказ короля», придуманного и поставленного Самодуровым на специально заказанную композитору Анатолию Королеву музыку — очень зрелищное действо и по световой окраске, и по гармоничному слиянию каждого движения в танце. В Большом Па занята вся труппа, которая то мгновенно приобретает строгую геометрическую форму, то рассыпается в пленительном хаосе, то выдвигает на передний план солистку, то закрывает ее бурным коллективным темпераментным строем. Изысканность прежних времен и новые ритмы сменяются золотым ансамблем семнадцати королей.
Третья часть вечера — «Вальпургиева ночь» на музыку Шарля Гуно — посвящение выдающемуся хореографу XX века Джорджу Баланчину. Сюжет здесь отсутствует, зато бушует вакханалия темпов и ритмов плюс финальная стремительная пляска двадцати четырех красавиц с распущенными волосами (постановщик-дирижер Павел Клиничев, балетмейстер Дайана Уайт).
Посмотрев спектакли приехавших на нынешний фестиваль москвичей и соседей, хочется провести параллели с нашим театром. Не только я, но многие мои продвинутые собеседники отметили чрезвычайно высокий уровень подготовки наших солистов и всей балетной труппы. Сыгранность нашего кордебалета была несравнима ни с какой другой труппой. Связь, которая существует между колледжем имени Нуреева и театральным коллективом, — главная составляющая успеха башкирского балета. Вагановская школа живет и подпитывает все новые поколения танцовщиков, в том числе в Екатеринбурге. Уфимские выпускники, к слову, составляют добрую половину труппы.
Но и нам есть что перенять, учитывая опыт екатеринбуржцев, а именно, на основе классической школы нужно воспитывать серьезный интерес к современной хореографии. Не к той, где частенько красота и смысл перекрываются акробатическими этюдами, а к такой, какую, например, продемонстрировал на прошлом фестивале грандиозный по масштабу и злободневности балет в постановке Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. Частично эту тенденцию можно проследить в «Легенде о любви».
Хотелось бы, чтобы наши танцовщики не побоялись неудобных телодвижений (как это случилось с исчезнувшим из репертуара «Прометеем»), а рядом с блистательными балетами классической школы в афише значились бы и современные спектакли.
Кстати
- Нынешний фестиваль стал самым продолжительным и самым масштабным за всю свою 26-летнюю историю. Впервые в рамках форума прошли три гала-концерта с участием мировых звезд.
- Специально для фестиваля хореографом Ринатом Абушахмановым была подготовлена хореографическая композиция «Октет» на музыку Эдварда Элгара.
- Одной из звезд «Гала-Нуреев» стал Олег Ивенко, премьер Татарского театра оперы и балета, сыгравший роль Рудольфа Нуреева в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон».
- В рамках форума открылась фотовыставка «И снова он, наш Рудик». Французско-российский проект представляет 100 фотографий с изображением легендарного артиста во время его репетиций и выступлений в Парижской национальной опере в период с 1971 по 1984 год. Часть фоторабот организаторы передали в дар Башкирскому театру оперы и балета и колледжу имени Нуреева.
- Премьер петербургской сцены, солист Михайловского театра Иван Васильев, исполнивший в спектакле «Легенда о любви» главную партию, поставит в Уфе балет «Конек-Горбунок». Это будет двухактный спектакль по современному либретто. Премьера состоится летом.