Интервью с Александром Алексеевым: Гармония в мире театра

10 января 2024 года
Башкирский государственный театр оперы и балета — место, где искусство воплощается в жизнь, приглашая зрителей в волшебный мир выразительности и красоты. Генеральный директор театра, Александр Леонидович Алексеев, рассказывает о том, как искусство объединяет и вдохновляет.

В беседе с ним раскрывается философия театра, где каждое представление — это не просто спектакль, а гармония музыки, танца и актерского мастерства. Александр Алексеев деликатно затрагивает темы творческого процесса, влияния искусства на общество и важности сохранения национальной культурной идентичности через театральное искусство. Это интервью — приглашение заглянуть за кулисы театра и почувствовать волнующий звук искусства, который они создают.



Александр Леонидович, поздравляю Вас и коллектив Башкирского государственного театра оперы и балета с 85-летним юбилеем театра. Какие мероприятия провели 14 декабря?

В связи с этим большим событием прошло концертное исполнение премьеры сезона – оперы «В ночь лунного затмения» по одноименной трагедии классика башкирской литературы Мустая Карима. Для нас это было волнительно, так как спектакля не было в репертуаре пять лет и вот под управлением дирижера Валерия Платонова мы вновь прикоснулись к чудесной музыке Салавата Низаметдинова. Сама премьера состоится 10-11 февраля 2024 года. Также в этот день прошло награждение почетными званиями наших сотрудников театра.

Поговорим о других премьерах, какие оперные и балетные постановки будут интересны зрителям в новом сезоне?

Начнем с нашей уникальной детской оперы на либретто известного драматурга и музыканта Владимира Аношкина и на музыку петербургского композитора Рустама Сагдиева – «Волшебное зёрнышко», в основе которой лежат башкирские и русские сказки. Спектакль дети восприняли совершенно потрясающе. Даже «писка» не было в зале.

Вторая постановка – это балет-фантазия о жизни и творчестве Сергея Васильевича Рахманинова, 150-летний юбилей которого в этом году отмечает не только вся Россия, но, пожалуй, и весь мир. В том числе в этом балете мы еще и затронули тему дружбы Федора Ивановича Шаляпина, которому также в этом году 150 лет исполнилось. Языком балета мы попытались представить жизнь великого русского композитора Сергея Рахманинова.

8-9 декабря театр выпустил двухактный балет по повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» по мотивам балета Бориса Асафьева. Почему мы говорим, что по мотивам? Потому что у Асафьева это был трехактный балет. Также мы добавили еще музыку композитора Дмитрия Шостаковича, как оказалось, которая очень хорошо сочетается с балетом Асафьева. Балет получился прекрасным, потому что собралась солидная команда постановщиков, это Андрей Меланьин – удивительный совершенно балетмейстер; Дмитрий Афанасьевич Чербаджи, который не первый раз работает с нашим театром, в данном случае он у нас художник-постановщик, художник по костюмам и художник по свету; Артем Валентинович Макаров – за дирижерским пультом.

Оперу Салавата Низаметдинова «В ночь лунного затмения» я уже упомянул. Она состоялась в концертном исполнении, а в феврале мы представим эту оперу в новом свете.

Весной нас с вами ожидают два фестиваля. Нуреевский фестиваль – в этом году мы его решили провести в марте и приурочить ко дню рождения Рудольфа Хаметовича Нуреева. Фестиваль оперного искусства имени Федора Шаляпина приурочим к открытию в мае в Уфе Музея музыки имени Ф.Шаляпина.

Перед Нуреевским фестивалем у нас состоится совместный проект с Большим театром России – постановка двух одноактных балетов по мотивам пьесы Александра Островского «Снегурочка». То есть это две «Снегурочки» разных хореографов, которые будут предельно отличаться друг от друга. А в апреле в Москве соберут 7 разных «Снегурочек».

В мае ко Дню Победы состоится премьера одноактной оперы «Рубеж» Александра Чайковского, в основе которой лежит история о тыловом городе. Опера «Рубеж» призвана не просто рассказать историю тыловых городов, но и напомнить о вкладе каждого их жителя в общее дело Победы. Это не просто музыкальное произведение, а памятник тем, кто строил рубежи мира за кулисами боевых действий. В майских мелодиях эта опера будет звучать как голос истории, который несет на себе тяжесть подвига тыловых работников, помогавших защищать Родину.

К 450-летию Уфы мы хотим поставить балет «Семь девушек». Это, естественно, та самая легенда, которую мы все прекрасно знаем, – наш молодой композитор Галина Зиганова и хореограф Ринат Абушахманов сейчас во всю работают над этой историей.

Также в июне, это уже к закрытию сезона, у нас совместный проект с Росконцертом. Где будут два одноактных балета победителей прошлогоднего конкурса молодых балетмейстеров, которые к нам приедут и поставят два спектакля. Один спектакль будет «Русалочка» (по Г.Х.Андерсену), другой – «Моцарт и Сальери» (по А.С.Пушкину).

Можно смело заявить, что Башкирский государственный театр оперы и балета этим репертуаром выделяется среди других театров страны.

Если честно, этот сезон у нас целиком и полностью эксклюзивный. Все новые премьеры, все новые спектакли — это такие названия, которых нет нигде и, возможно, нигде даже не будет. Все семь спектаклей этого сезона, ну, пожалуй, кроме оперы «Рубеж», потому что написана она московским композитором, и другое дело, что этого спектакля еще никто из театров не поставил на профессиональной сцене. Мы будем первыми, и думаю, что не последними, потому что сама тема – она правильная и нужная. А все остальные спектакли, они сделаны нами и специально только для нас.

К примеру, если взять «Волшебные зернышко» – это башкирские и русские сказки. Да, понятное дело, что этот спектакль может появиться и в Новосибирске, и в Москве, и в Петербурге, да где угодно. Но другое дело, что тогда придется родителям и детям перед спектаклем обязательно объяснять, что за персонажи – Самрау, Каракош или кто такая сказочная птица Хумай. А у нас этого не нужно делать – наши зрители это знают с детства.

А то, что касаемо Рахманинова – еще никто не касался жизни и творчества композитора посредством балета. Удивительно, как хореографу-постановщику Олегу Габышеву удалось показать те самые занятия Рахманинова по классу фортепиано у знаменитейшего педагога Н.Зверева – зрители прекрасно понимают, что здесь молодые пианисты не сидят за инструментом, они стоят у балетного станка, что сейчас они играют гаммы и этюды.

Говорить о Салавате Низаметдинове или о Мустае Кариме тут бессмысленно. А кто если не мы? Опять же – это тоже наш эксклюзив. И в этом отношении нашей республике надо тем гордиться, что с середины XX века написано такое колоссальное количество национальных балетов, опер, симфоний и так далее – мало какая национальная республика имеет такое богатство репертуара. И мы, естественно, этим горды. И задача театра максимально все представить зрителю.

Театр – это прекрасно, и то, что происходит на сцене – это магия. На Ваш взгляд с чего начинается театр?

Все знают, что в театре есть оркестр и хор, есть артисты и солисты, но это только лишь половина всего численного состава нашего театра. Действительно, магия – это то, что происходит на сцене, а сами волшебники – это в основном те лица, которые находятся за кулисами. Константин Станиславский сказал, что театр начинается с вешалки, но на самом деле, театр начинается с вешалки в служебной части. В служебной части, где служат не только артисты. В театре оперы и балета существует множество профессий, каждая из которых играет ключевую роль в создании и успешном проведении представлений: монтировщики, художники по свету, художники по костюмам, художники по декорациям, гримеры и так далее. На данный момент в штате театра 640 человек – все они служат для того, чтобы зритель ежедневно мог наслаждаться представлениями. И опять же – удивительная вещь, когда начинаешь задумываться насколько масштабная работа стоит только за одним спектаклем. Мы театр полного цикла, то есть, начиная с идеи до воплощения – мы делаем все сами: все цеха, декорации, пошивка костюмов, обувь, головные уборы… И когда у нас в спектакле на сцену выходит одновременно порядка 160 человек, можно только представить, что за кулисами происходит.

В современном обществе театры становятся все более популярными. Особенно на премьеры быстро скупаются самые удобные места. Это говорит о том, что зритель стремится быть в курсе событий и, в целом, участвовать в культурной жизни. На Ваш взгляд зрители каких возрастов в основном посещают театр?

Мы сейчас живем во время доступности. Билеты можно приобрести, как и в самом театре, так и на сайте; молодежи предоставили возможность покупать билеты по «Пушкинской карте» – все эти аспекты несомненно связаны с популярностью театров. Несмотря на то, что мы один из самых дорогих театров Уфы, зритель понимает, что он платит около 10% от стоимости билета. То есть 90% от суммы билета оплачивает за зрителя государство. Где еще такое есть? Конечно, зритель будет охотно посещать театральные представления. Также здорово, что мы имеем возможность воспитывать подрастающее поколение, будущего зрителя. Другой вопрос – готово ли само поколение воспитываться… Я считаю, что театр – это не просто прийти посидеть на кресле и посмотреть, что происходит на сцене. Это ведь целая наука. И этикет в театре никто не отменял. Вспомните как было раньше – поход в театр был отдельной историей, когда классный руководитель готовил класс загодя: «когда будете проходить между рядами, проходите обязательно лицом к тому человеку, перед которым вы проходите; не шуршите шоколадками; разговаривайте тихо; никто не ходит по залу во время представления»… Мы, конечно, рады, что школы к нам приходят, что школа может выкупить спектакль на целую параллель, или даже на две параллели, в зависимости от того, сколько учеников, но дети не всегда готовы.

Служба в театре сложна, особенно когда идет работа в нескольких ипостасях? Бывают ли у Вас или у артистов профессиональные выгорания?

Я буду говорить за себя, да и отчасти, сразу скажу и за артистов, потому что мне кажется, что это где-то все близко. Чем прекрасно наше служение в театре? Тем, что мы не занимаемся каждый день одним и тем же. Ведь каждый день – он разнообразный: разные спектакли, разные роли, разные образы. Сегодня ты – злодей, завтра ты – романтик, послезавтра ты – сказочный герой. Или сегодня я работаю над одной партитурой, а завтра я беру партитуру, которую в глаза не видел никогда, и я вновь превращаюсь в ученика, потому что мне нужно познать то, что написал композитор. Причем через какой-то момент я вышел уже к хору или к оркестру, и становлюсь их педагогом, потому что должен свои знания передать уже другим музыкантам. Затем, через какое-то время, я вышел на сцену, и становлюсь проводником от идеи композитора до исполнителей к слушателям. При всём при этом, опять же, служа в театре, когда зашёл на репетицию, то становлюсь зрителем. То есть, смена деятельности постоянная. Меня друзья спрашивают, – а вот какое у тебя хобби? Нет у меня хобби, честно. Потому что, какое может быть хобби, если я уже им занимаюсь. Говорят же: «найди работу по душе и не будешь работать ни один день». Другое дело, в театре нельзя быть только лишь директором или только лишь артистом, потому что мы все либо работаем в команде, либо не работаем никак.

Талант или ежедневная работа над собой – как становятся выдающими в своей области артисты?

Естественно, без таланта ни один педагог не научит себя быть выдающимся певцом или выдающимся танцовщиком, исполнителем, инструменталистом. Но, если мы говорим о театре оперы и балета, то что балет, что опера, что работа в оркестре – это спорт, потому что куда ни коснись – везде мышцы. Даже если мы говорим о вокалисте, то что такое две пары связок, которые находятся у нас в гортани? Это мышечная ткань, которая ежедневным трудом нарабатывается. Или как инструменталист, как скрипач, ежедневно нарабатывает артикуляцию. А то, что ты вложишь в этот звук, который из тебя выходит – вот это уже талант. И не всегда талант первичен. Потому что музыка в большей части – это очень хорошая математика, и многие вещи, которые будут действовать сейчас на зрителя, можно просчитать. В какой момент ты сделаешь замедление или ускорение в той или иной мелодической линии, в какой момент ты усилишь звук или же, наоборот, его ослабишь, и, если у тебя хорошо математически сложены мозги, ты можешь это просчитать. И это будет вообще не талант, но всё равно это будет работать. А формула: талант, помноженный на труд, – он в итоге срабатывает в стократном размере.
На этой прекрасной ноте, генеральный директор ООО «Гюлистан» (учредитель и издатель газеты «Деловой мир Башкортостана») Биккулов Исянбай Миннуллович подарил генеральному директору БГТОиБ Алексееву Александру Леонидовичу книгу «Тимербулат Имашев. Судьба Таланта» о заслуженном артисте РСФСР, заслуженном деятеле искусств БАССР, основателе и первом директоре и главном режиссере Башкирского государственного театра оперы и балета Тимербулате Губайдулловиче Имашеве. Т.Г.Имашеву в январе 2023 года исполнилось 115 лет. ООО «Гюлистан» и автор Урал Юлдашев издали книгу по мотивам биографии и творчества первого директора и главного режиссера театра. Также книга «Тимербулат Имашев. Судьба Таланта» хранится в Музее БГТОиБ.

Беседовала Лилия Биккулова
Партнеры