Нуреевский прыжок Базиля
Весной 2019 года свет увидела картина «Нуреев. Белый ворон», посвящённая жизни и творчеству Рудольфа Нуреева. Это – третья режиссёрская работа британского актёра театра и кино Рэйфа Файнса, известного по фильмам «Английский пациент», «Список Шиндлера» и др... В «Белом вороне» образ Нуреева воплотил Олег Ивенко, премьер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. После российской премьеры артиста пригласили в Уфу исполнить партию Базиля в балете Минкуса «Дон Кихот» на башкирской сцене.
После лестной критики, по-доброму отметившей кинодебют казанского танцовщика, не просто технически достоверно и даже прекрасно воплотившего на экране сценический портрет выдающегося танцовщика 20-го столетия, но и органично вжившегося в образ своего героя, публика, среди которой и родственники Рудольфа Нуреева, казалось, въедливо следила за каждым выходом Олега Ивенко на сцену. Движения, пластика, прыжок... Именно, прыжок, вероятно, должен был быть первостепенно важным в досягаемости «нуреевского танца». Ведь так называемый «прыжок в свободу» (выражение, связанное изначально с побегом советского артиста на запад), стал судьбоносным не только для Рудольфа Нуреева, он обогатил балетное искусство, в целом, изменив его облик. Насколько удалось Олегу Ивенко воспитать в себе «чувство прыжка» ведомо только ему. По мере сближения с образом своего героя, всё больше поражался значимости его личности, восхищался им:
- Нуреев – очень сильная личность. Без страха, волнений. С него надо брать пример, в первую очередь, как с личности. И лишь потом, как с танцовщика… Чем больше сближаешься с ним во время съёмок, тем больше ощущение его поддержки. Сейчас стараюсь танцевать с чувством присутствия его внутри себя…
- А готовясь к роли Рудольфа Нуреева, воспитывали ли Вы в себе чувство «прыжка»? «Прыжка в свободу»?..
- Это было непросто. Нужно было прожить его в себе. Показать, как молодой человек должен был за 40 секунд решить свою судьбу: оставить родину, родных...
- А Вы, Олег, решились бы на такое?..
- О… Даже не знаю…Мне бы понадобилось секунд!..
… Но вернёмся к «Дону Кихоту». Весёлая история о похождениях испанского идальго и его верного оруженосца в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского с великолепной музыкой великого Людвига Минкуса радует уфимского зрителя почти четверть века. Это – один из четырёх спектаклей, поставленных Юрием Григоровичем на уфимской сцене. Счастливый союз патриарха отечественного балета и уфимской труппы уже имеет продолжение. Директор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов признался, что ближайшем скором планируют поставить ещё один его балет. Это – дань уважения художественному руководителю Нуреевского фестиваля и всему наследию Юрия Григоровича, который свято хранят на родине Рудольфа Нуреева.