Связь поколений
В дни, когда Уфа чествовала гостей и участников V Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», в зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета открылась выставка «Сценография музыкального театра».
Впервые за всю историю
Эскизы основоположника театральной сценографии Мухамеда Арсланова к первому национальному балету «Журавлиная песнь» Л. Степанова — З. Исмагилова были отмечены медалью ВДНХ СССР (1968), декорации к операм «Биржан и Сара» М. Тулебаева и «Волны Агидели» З. Исмагилова принесли Мухамеду Нуриахмедовичу почетное звание лауреата Государственной премии им. С. Юлаева (1972).
Одна из первых учениц основоположников башкирской живописи К. Давлеткильдеева и А. Тюлькина Галия Имашева была удостоена Государственной премии им. К.Станиславского «за яркое сценическое оформление драматического спектакля» «В ночь лунного затмения» по одноименной драме М. Карима (1968), а «Голубая шаль» К. Тинчурина получила диплом IV Всероссийского смотра драматургии и театрального искусства народов СССР (1982).
«Солнечными эскизами» называли московские критики работы выпускника Саратовского художественного училища Владимира Плекунова к сказке А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и ставили в один ряд с произведениями знаменитых мастеров — Н. Бенуа («Отелло,
Борис Торик остался в памяти нескольких поколений театралов не только как выдающийся певец, за свою долгую творческую жизнь на сцене БГТО и Б он спел более 60 партий и даже получил Почетную грамоту из рук самой Екатерины Фурцевой. В музее театра хранятся портреты М. Хисматуллина и Ф. Гаскарова, эскизы декораций к опере Дж. Пуччини «Богема» (1995), выполненные Борисом Ториком. Выпускник Ленинградского художественного училища им. Веры Мухиной, он был участником областных (с 1952), персональных (с 1975), республиканских, всесоюзных выставок.
Первым опытом работы Курбана Чарыева в оперном жанре была постановка оперы «В ночь лунного затмения» С.Низаметдинова. Новую художественную трактовку драмы народного поэта М. Карима по достоинству оценили московские зрители и критики в 1996 году на Декаде литературы и искусства в Москве. В 2005 году мировая премьера оперы «Mеmеnto» («Помни!») стала лауреатом Международного конкурса «Филантроп».
На протяжении многих десятилетий опера «Салават Юлаев» (1955) классика башкирской музыки была визитной карточкой коллектива. Эскизы декораций Мухамед Арсланов писал в окрестностях Салаватского района, где некогда жил национальный герой. В начале девяностых годов XX века декорациям новую жизнь подарил его сын, Рифхат Арсланов. В 2004 году оформленная Рифхатом Мухамедовичем
На выставке представлена лишь малая часть уфимских постановок (всего их более 250), оформленных мастерами театральной сценографии и молодыми художниками, только вырабатывающими свой творческий почерк. Сегодня «творческие дети и внуки» с честью продолжают дело своих Учителей — Мухамеда и Рифхата Арслановых, Владимира Плекунова и Галии Имашевой — словно между ними нет границ. Это династия Абдрашитовых (Рамиль и Айгуль) и работающие в разных театрах России Евгений Иванов (Германия) и Марсель Калмагамбетов (