Золушка вновь приглашает на бал…

1 ноября 2011 года
Валентина Айшпор, ведущий редактор отдела по связям с общественностью БГТОиБ

13 ноября 2011 года Башкирский театр оперы и балета приглашает на премьеру музыкального спектакля Антонио Спадавеккиа «Хрустальная туфелька, или сказка о Золушке».

К созданию детского спектакля творческая группа подошла с недетской серьезностью. Закулисная жизнь кипит: шьются костюмы, строятся декорации, мастерятся предметы реквизита — декорации и костюмы придумал главный художник театра Рифкат Арсланов. У артистов в день две полномасштабные репетиции, на сцене они с режиссером Эльмирой Ахметзариповой прорабатывают каждую фразу, каждый жест. Добавьте к этому еще и вокальные занятия, на которые уходит добрая часть времени. Где-то в перерывах умудряются выдавать спектакли текущего репертуара.

В тандеме постановщиков — завидное единодушие. В один голос они говорят о том, что спектакль для детей ни в коем случае не подразумевает снисхождения. Воссоздать на сцене «взрослую» оперу сложно в силу сложности самого материала. Постановка «детской» оперы тоже таит в себе немало трудностей, на первый взгляд, возможно, и незаметных.

— Наша главная задача — сделать спектакль увлекательным, — говорит Эльмира Ахметзарипова. — Чтобы каждое мгновение, проведенное зрителями в зале, было открытием, чудом! Поэтому для меня важны детали, заставляю артистов обыгрывать буквально каждый взгляд. Вокалисты привыкли к оперным, достаточно статичным мизансценам. Зачастую, исполняя арию, певец обращается в зал. Здесь же особенно нужна естественность в движениях и позах. Малыши могут и не оценить чистоту звука, а фальшь в интонации не простят.

— Дети — самые объективные зрители, — рассуждает музыкальный руководитель спектакля Артем Макаров. — Если ребенку нравится — он слушает, следит за действием, откликается, смеется, хлопает, а если нет, то тут же переключается на что-то более интересное: начинает болтать с соседом или играть с телефоном.

Действительно, взрослый человек, соблюдая правила приличия, может досидеть до конца спектакля, даже если ему не нравится, а дети на то и дети, они не играют по правилам взрослых, не станут притворяться — будут капризничать и баловаться.

Когда перед главным дирижером театра встала задача — поставить детский спектакль, выбор пал на «Золушку» Антонио Спадавеккиа. Причем факт, что сюжет очень известный, нисколько не смутил дирижера. То обстоятельство, что билеты на ноябрьские представления раскупаются как горячие пирожки, подтверждает верность выбора. Администрация даже подумывает, не включить ли в репертуар дополнительные спектакли.

— Я с удовольствием взялся за постановку, — говорит главный дирижер. — Тем более что мне очень нравится музыка Спадавеккиа, либретто удачно написано. Дирижировать или участвовать ведущим солистам в детских спектаклях вовсе не зазорно. Ведь очень важно воспитывать свою публику с малых лет. Музыкальные сказки с «живым» исполнением готовят ребят к восприятию «взрослой» оперы. С другой стороны, родителям тоже порой хочется вернуться в детство.

«Хрустальная туфелька, или сказка о Золушке» будет идти в Малом зале. Партитура словно создана специально для него. Сам Спадавеккиа предполагал камерный состав оркестра. Поэтому особых сложностей с адаптацией музыкального материала не возникло.

Кстати, в творческой судьбе известного советского композитора целый этап связан именно с Уфой. Еще накануне Великой Отечественной войны вместе с другими выпускниками Московской консерватории он был приглашен поддержать молодую труппу недавно открывшегося Башкирского оперного театра. Антонио Спадавеккиа работал здесь артистом оркестра. В 1942 году вместе с Халиком Заимовым создал по мотивам башкирского эпоса оперу «Акбузат», которая пользовалась большим успехом у публики.

Думаю, трудно найти человека в нашей стране, кто не видел великолепный фильм «Золушка» с блистательной Яниной Жеймо в заглавной роли. Музыку специально к этому фильму написал Антонио Спадавеккиа, а в 1977 году идея обрела театральную жизнь.

Уфимский театр оперы и балета предлагает еще раз прикоснуться к самой любимой и волшебной сказке. Это история о доброте и сострадании. Она напоминает о том, что окружающий мир бывает не только жесток. Даже в самый трудный момент не стоит отчаиваться, и всегда нужно верить в лучшее. Чудеса случаются, и с двенадцатым ударом часов могут развеяться любые чары, кроме… Любви.

Премьера принесет встречу с уже полюбившимися артистами — Эльвирой Алькиной, Галиной Чеплаковой, Татьяной Мамедовой, Инной Романовой, Ириной Кузнецовой, Катериной Гильмутдиновой, Ильгизом Хакимовым, Олегом Кильмухаметовым, Фанави Салиховым и многими другими. В постановке также заняты студенты Уфимской академии искусств.

Партнеры