«Спартак» поднимет восстание в Уфе
30 и 31 мая и 11 июня в Башкирском государственном театре оперы и балета пройдет долгожданная премьера. Впервые на уфимской сцене — балет «Спартак» Арама Хачатуряна. О масштабном полотне легенд балетного мира Хачатуряна — Григоровича — Вирсаладзе мечтают многие театры, но не каждый может им похвастаться.
Сразу после премьеры в 1968 году на сцене Большого театра «Спартак» буквально захватил в плен весь мир мощным, насыщенным танцем, режиссерской выстроенностью, фантастической по силе воздействия, глубоко психологичной музыкой. Соединив героический пафос и лиризм, спектакль не стал иллюстрацией к эпизоду из древней истории, он оказался острым, современным балетным произведением о подвиге, героизме, о торжестве человеческого духа. «Спартак» Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, потрясает
Уфимцы ждали своего «Спартака» долго. Двадцать пять лет назад балетмейстер Николай Маркарьянц поставил несколько сцен из балета на музыку Арама Хачатуряна. Тогда театру был доступен только такой, усеченный вариант спектакля в силу малочисленности мужского кордебалета. Но это позволило хотя бы в такой форме приобщиться к шедевру. Тогда в главных партиях блистали Алик Галичанин (Спартак), Леонора Куватова (Фригия), Людмила и Владимир Шапкины (Эгина и Красс).
И вот, наконец, у нас есть возможность на своей сцене увидеть легенду полностью. После удачного возобновления сотрудничества в прошлом году с Башкирским театром в балете «Корсар» А. Адана Юрий Григорович согласился поставить своего «Спартака».
С января все службы театра вплотную приступили к подготовке премьеры. Репетиционный процесс в балетном зале попеременно возглавляют ассистенты Юрия Николаевича Олег Рачковский и Ольга Васюченко. Маэстро незримо присутствовал на репетициях, получая чуть ли не ежевечерние доклады об их ходе. Легендарную сценографию Симона Вирсаладзе воссоздают
Сейчас подготовка выходит на финишную прямую. Майские праздники у артистов заменены жестким графиком репетиций в балетном зале, который в скором времени они сменят на сцену. В десятых числах из Краснодара в Уфу приедет
С симфоническим оркестром театра неустанно работает дирижер Герман Ким.
Есть в уфимском «Спартаке» и страницы, отведенные хору.
Совсем скоро раздвинется занавес Башкирского государственного театра оперы и балета, и под завораживающую музыку Арама Хачатуряна зритель увидит и кипящий танец кордебалета, и летящие, будоражащие прыжки Спартака, и трепетные дуэты Фригии и Спартака, и острый, злой танец Красса, и обольстительные, дразнящие па Эгины…