Эсмеральда

  • Цезарь Пуни
  • 6+

Постановка Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки

Балет в 3-х действиях
по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Хореография Мариуса Петипа

Дата премьеры: 12.05.2012
Продолжительность: 3 часа

29 мая

понедельник

Большой зал, 19:00

Билеты P

Действие первое

Картина первая. Двор чудес

Площадь.

Заход солнца. С наступлением темноты площадь превращается в «Двор чудес» - царство бродяг, цыган и нищих. Случайно очутившийся здесь Гренгуар попадает в руки грабителей. Не найдя у бедного поэта денег, бродяги приговаривают его к смертной казни. Однако по законам, жертве сохранят жизнь, если какая-нибудь женщина выберет его себе в мужья.

Никто не соглашается, и Гренгуар должен быть повешен. В эту минуту появляется очаровательная Эсмеральда. Узнав в чем дело, она тотчас решается спасти несчастного, став его женой. Гренгуар в восторге. Он, по обычаю бродяг, разбивает кувшин, и их венчают на четыре года, по количеству черепков.

Коварный архидьякон Клод Фролло, пылающий страстью к Эсмеральде, подговаривает Клопена и его друзей украсть ее и велит горбуну Квазимодо участвовать в похищении. Но появившийся патруль останавливает преступников. Капитан Феб велит арестовать Квазимодо и оказать помощь прелестной цыганке. Очарованная благородным красавцем Фебом и глубоко благодарная ему, Эсмеральда получает от него шарф на память. Феб по просьбе добросердечной девушки освобождает Квазимодо. Он пытается заигрывать с Эсмеральдой, но та ускользает.

Картина вторая. Новобрачные

Комната Эсмеральды.

Эсмеральда в задумчивости любуется шарфом Феба. Выбрав из азбуки нужные буквы, она составляет имя Феба и танцует перед этим самым дорогим именем на свете. Входит Гренгуар. Он пытается обнять ее, заявляя свои права мужа. Но Эсмеральда объявляет ему, что только хотела спасти его от смерти, но женой ему не будет никогда. Несчастный «супруг» примиряется со своей участью и соглашается быть ее партнером в танцах, которым она его учит.

Устав от танцев, Гренгуар говорит, что пора ложиться спать. Эсмеральда шутливо прогоняет поэта в отведенную ему комнату и остается одна. Мечтая о Фебе, она засыпает. В глубине медленно открывается дверь – и в комнате возникает мрачная фигура Клода Фролло. Разбуженная его появлением, Эсмеральда приказывает Фролло удалиться, но он бросается перед ней на колени, моля ответить на его страстную любовь. Эсмеральда с презрением отвергает его предложение и, указывая на имя Феба, говорит: «Вот тот, кого я люблю!» Но Фролло продолжает настойчиво добиваться цыганки – и она выхватывает кинжал. Квазимодо останавливает руку Эсмеральды, но, вспомнив о проявленной к нему доброте, помогает девушке скрыться. «Горе тебе и проклятие ему!» - с этой угрозой Фролло подбирает кинжал, оброненный Эсмеральдой, и в мрачной душе его рождается план мести.

Действие второе

Картина третья. Флер-де-Лис

Великолепный дворец, ярко освещённый для праздника.

Идут приготовления к помолвке Феба и Флер-де-Лис. Ее подруги собирают цветы в букеты, вышивают. Входит Алоиза де Гонделорье, все радостно приветствуют ее. Появляется Феб. Он рассеян: воспоминания о встречи с Эсмеральдой не дают ему покоя. Не заметив на любимом подаренного ею шарфа, Флер-де-Лис обращается к Фебу с упреком. Но он преподносит невесте кольцо, и печаль ее развеивается.

В сопровождении Гренгуара и подруг входит Эсмеральда. Она гадает Флер-де-Лис и сулит ей счастье в любви, а затем танцует для гостей, любующихся ее грацией. В разгар веселья, когда пускаются в пляс цыганки, Эсмеральда видит Феба и понимает, что он жених Флер-де-Лис. Убитая горем, она решает покинуть праздник и надевает шарф. Увидав свой подарок на цыганке, Флер-де-Лис не может сдержать слез и бросает кольцо Феба. Общее смятение. Эсмеральда убегает. Феб устремляется за нею – той, кому принадлежит его сердце.

Действие третье

Картина четвёртая. Любовь и ревность

Комната Эсмеральды.

Клопен вводит Клода Фролло и указывает ему потайное место, откуда Фролло наблюдает за свиданием Эсмеральды и Феба. Не в силах вынести нежностей и поцелуев влюбленных, Фролло бросается на соперника с кинжалом Эсмеральды. Феб падает бездыханный.

Собирается народ, и Фролло, не показывая волнения, смешивается с толпой. Он доносит судье, что кинжал принадлежит Эсмеральде, и судья обвиняет ее в преступлении. Эсмеральда протестует, клянясь в своей невиновности. «Ты будешь спасена, если станешь моей», - шепчет отчаявшейся девушке Клод Фролло. Но та с негодованием отталкивает его. Судья велит схватить Эсмеральду. Фролло торжествует. Во главе процессии он ведет цыганку в тюрьму. Любопытная толпа следует за ними, все напряжённо ожидают развязки. Вбегает Гренгуар. Он пытается пробиться к Эсмеральде и спасти ее, но тщетно. Поэт безутешен.

Картина пятая. Праздник шутов

Площадь.

На площадь врывается толпа нищих и бродяг, празднующих День шутов. Выбранный на этот день их королём, Квазимодо восседает на телеге в королевской мантии. Фролло с негодованием срывает с Квазимодо кощунственный наряд.

Эсмеральду выводят из тюрьмы и ведут на казнь. Она прощается со всеми и просит Гренгуара похоронить ее с шарфом Феба. Клод Фролло снова предлагает Эсмеральде спасение в обмен на ее любовь. «Бог тебе судья», - отвечает Эсмеральда. Она готова к смерти и усердно молится. В эту минуту появляется оправившийся от раны Феб. Он открывает изумлённому народу истинного виновника злодейства: его хотел убить Клод Фролло, осуждённая Эсмеральда невиновна! Она бросается в объятия возлюбленного.

Взбешённый архидьякон хватается за кинжал, но Квазимодо вырывает у него клинок и расправляется со злодеем, сбрасывая его в Сену. Эсмеральда отдаёт Фебу руку и сердце.
Постановка и новая хореографическая редакция 
заслуженный артист России
Юрий БУРЛАКА (Москва)

Отдельные сцены - в постановке 
народного артиста России,
лауреата международного и всесоюзного конкурсов,
обладателя ордена Дружбы народов    
Юрия КЛЕВЦОВА 

Художник-постановщик
академик Российской академии 
художеств, профессор 
Дмитрий ЧЕРБАДЖИ (Москва)

Художник по костюмам
Татьяна НОГИНОВА (Санкт-Петербург)
(с использованием эскизов И. Всеволожского (1899))

Дирижёр-постановщик
заслуженный артист России
Антон ГРИШАНИН

Ассистент хореографа 
заслуженная артистка России,
обладатель ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени,
лауреат приза "Душа танца" журнала "Балет"
Юлиана МАЛХАСЯНЦ (Москва)

Впервые "Эсмеральда" была показана в Королевском театре Лондона в 1844 г. В конце XIX века балет обрёл новую жизнь в России, в версии Мариуса Петипа.
Знаток старинных балетов Юрий Бурлака воплотил свою трактовку "Эсмеральды" на челябинской сцене после успешной постановки спектакля в Большом театре России и Берлинской государственной опере - в новой сценографии и с дополнительными хореографическими фрагментами. Постановка воссоздаёт облик спектакля Жюля Перро и Мариуса Петипа 1899 года, признанный каноническим для больших академических театров.

Юрий Бурлака говорил о своём балете:
"Для создания масштабного исторического балета «Эсмеральда» мной была проделана большая исследовательская работа. Её задача заключалась в воссоздании облика спектакля Перро–Петипа постановки 1899 г., признанной канонической для больших академических театров.
Я провел большие исследования в Москве, Петербурге, работал в архивах Гарвардского университета с хранящимися там материалами режиссера балета Мариинского театра Н. Сергеева. Встречался и со старыми петербуржскими мастерами, которые танцевали в постановках А. Вагановой и Н. Боярчикова. Многие вещи в спектакле показывали именно они.

Несколько сцен в челябинской «Эсмеральде» сочинены главным балетмейстером театра Юрием Клевцовым. Хореография его танцевальных номеров органично вплетается в ткань исторического спектакля и представляет в классической хореографии взгляд художника ХХI века (финальное адажио Эсмеральды и Феба)...

...На сцене будет воссоздан средневековый Париж, но это не мрачный город. Он населен очень разнообразной публикой: от бродяг, собирающихся возле собора на площади, прозванной Двором чудес, до богатых вельмож, веселящихся на великолепном балу в замке Флер де Лис.

Главное в нашем спектакле – это счастливый финал. А все события разворачиваются не вокруг собора, а вокруг танцовщицы – цыганки Эсмеральды, парижского изумрудика (фр. «emeraude»), главной героини романа Виктора Гюго, именем которой назван балет".

Балет «Эсмеральда» насыщен увлекательными танцами, яркой пантомимой, пронизан очарованием неподдельной «старинности» в костюмах и оформлении. Он очарует зрителей образами ушедшей эпохи, остроумием, изобретательностью и редким изяществом.