Башкирская Жизель

14 ноября 2018 года
Алла Докучаева
В прошлом году Леонора Куватова получила престижную премию «Легенда».

Леонора Куватова училась в третьем классе 11-й уфимской школы, когда проходил отбор в Ленинградское хореографическое училище. Родителей тревожило расставание с ней, десятилетней домашней девочкой. Мама поначалу слышать не хотела о разлуке, но папа настаивал на том, что коль скоро у дочки обнаружились танцевальные данные, надо этим воспользоваться. Тем более что ее двоюродная сестра Венера Галимова как раз вернулась из Ленинграда дипломированной балериной и о тамошнем хореографическом училище рассказывала восторженно. Да и самой Леоноре очень хотелось стать похожей на красавиц-балерин — Гузель Сулейманову, Зайтуну Насретдинову, что жили в их доме. А великолепный танцовщик Халяф Сафиуллин, встретив девочку во дворе, не раз говорил, что ей надо учиться танцевать.

Главное — не потерять школу
Сегодня Леонора Сафыевна считает, что основу для профессии, ставшей делом ее жизни, составили не только необходимые для танца физические данные, но заложенные генами и воспитанием качества характера — упорство, добросовестность, ответственность. Эти черты она ценит в учениках и пытается их развивать. Желание быть лучшим, столь присущее артистическим натурам, без каждодневного труда и настойчивости никогда не перейдет из разряда мечтаний в реальность. Она убеждена: сложись жизненные обстоятельства иначе, к примеру, довелось бы ей пойти по стопам мамы, тогда и врачом она стала бы профессионально подкованным.

Детство — фундамент будущей личности. У Леоноры Куватовой были замечательные родители. Отец родился в деревне Исянгулово Зианчуринского района в 1919 году. Подрос — а в школу пойти не в чем. Мальчишки постарше, у которых была кое-какая обувка, возили его в другую деревню в первый класс на санках. Позже попал в детский дом. Учился на отлично, получил направление в пединститут. В 1939 году Сафыя Куватова командировали в Маньчжурию, где он учился китайскому и английскому языкам, получил квалификацию переводчика. Что называется, делал себя сам. Юная Ямиля Калимуллина из Чишминского района, будущая медсестра, приехала на практику в Исянгулово и, увидев симпатичного парня, влюбилась сразу. А он как раз готовился к отъезду в Маньчжурию. Началась война, и они поженились только в 1947-м, выдержав семилетнее испытание разлукой. Ямиля после фронта, в гимнастерке и сапогах, пришла поступать в медицинский институт. Солидный профессор поддержал ее: «Выучишься на доктора, начнешь работать, купишь себе одежку». В 1948-м у Куватовых родилась Леонора.

Окончив Ленинградское училище Леонора Куватова, молодая, многообещающая выпускница, истосковавшись по родным и отказавшись от приглашения в коллектив известного хореографа Леонида Якобсона, поступила солисткой в Башкирский театр оперы и балета. Буквально на каждой репетиции, не говоря уж о спектаклях, неукоснительно следовала тем советам, что дали ей перед отъездом знаменитые педагоги, учившие Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова, — Ирина Трофимова и Александр Пушкин: «Главное, не потеряй школу. Всегда помни то, что здесь получила». Так было и в театре, и позже, когда Куватову пригласили преподавать.

Живя балетом
Самая первая партия — Айслу в балете Наримана Сабитова «Люблю тебя, жизнь». Ее героиня ждала любимого с фронта, внутренняя наполненность образа была во многом подсказана историей любви ее родителей. В театр тогда влились новые молодые силы — приехали с дипломами из Ленинграда и Перми Шамиль Терегулов, Юлай Ушанов, Рая Халитова, Зуфар Галимов, Роза Изгина. Через много лет Леонора Сафыевна вспомнит, что они с Шамилем, за которого она вскоре вышла замуж, занимались в те первые годы у станка еще упорнее, чем во время учебы, — так хотелось быстрее добиться того, что от них ждали постановщики и зрители: «С балетом мы выросли с детских лет, влюбились, женились, подняли сына, с балетом испытали радость собственного творчества на сцене и гордость за тех, кого учили».

Талантливая, умеющая трудиться до седьмого пота Куватова получала все главные партии в спектаклях, как бывших в репертуаре, так и в премьерных. Педагогами-репетиторами были легендарные танцовщики. В «Журавлиную песнь» ее вводила Зайтуна Насретдинова, в «Жизель» — Гузель Сулейманова. С ней много занимался Фаузи Саттаров. Она переживала несчастную любовь Жизели, печали Одетты и страсти Одиллии, радостно просыпалась от поцелуя принца в «Спящей красавице», парила над сотнями новогодних свечей в «Щелкунчике». Народная артистка Башкортостана Леонора Куватова стала любимицей уфимской публики. Народная артистка России, она получила известность не только в Москве, но во многих странах мира. По приглашению министерства культуры Советского Союза входила в состав концертных групп «Звезды России». Ездила с коллективом Вячеслава Гордеева в Италию, Францию, Германию, Испанию, Мексику, США, Японию. Танцевала на одной сцене с такими знаменитостями, как Ирина Колпакова, Надежда Павлова, и пользовалась не меньшим успехом.

Требовательная, чуткая и добрая
Когда Али Бикчурин пригласил Леонору Куватову педагогом в только что открывшееся хореографическое училище, она была занята во многих спектаклях. Однако неизведанное всегда ее увлекало, и она с интересом взялась за «новую роль». Шамиль уже год работал в училище с мальчишками, а она только познакомилась с девятнадцатью десятилетними ученицами своего первого класса. Их комната была завалена книгами по методике обучения танцевальному искусству. Авторы — Асаф Мессерер, Варвара Мей, ее педагог Надежда Базарова. Всего за несколько лет страницы этих пособий, которые изучались вдоль и поперек, превратились в труху от постоянного употребления. Бикчурин, хорошо понимая, как важен совет опытных наставников, приглашал методистов из ленинградской Академии имени Вагановой. Желание и умение учиться было свойственно Куватовой всегда.

Ведущая балерина нашего театра, народная артистка РБ Римма Закирова — из первого выпуска Куватовой. Она вспоминает: «В хореографическое училище я поступила в девять с половиной лет. Первой моей наставницей и в танцах, и в жизни стала Леонора Сафыевна Куватова. Она замечательный преподаватель — требовательная, чуткая и добрая. В театре она стала моим педагогом-репетитором».

Как разглядеть звезду
В третьем классе к этой группе девочек присоединилась Наташа Сологуб, ныне ставшая ведущей балериной знаменитого Мариинского театра. Она пришла в училище 12-летним переростком. Этот возраст считается поздним для приобщения к балету, но Куватова сразу разглядела ее великолепные данные и ринулась в бой, вводя Наташу в курс дела и стремясь помочь ей догнать сверстников как можно быстрее. Много душевных сил было вложено молодым педагогом в эту перспективную девочку. Сегодня блистательной балерине Сологуб подвластны самые сложные партии. Хочу привести цитату из статьи в газете «Республика Башкортостан» от 2008 года. Речь шла о XIV Международном фестивале имени Рудольфа Нуреева: «В «Жизели» наша талантливая землячка, ученица Леоноры Куватовой, звезда Мариинского театра, а теперь и балетной труппы в Дрездене Наталья Сологуб показала высочайший класс балетного искусства. В конце первого действия она сыграла не столько сумасшествие своей героини, сколько трагедию, потрясение чистой души от столкновения с изменой, коварством, обманом».

Выпустив первую группу, Леонора Сафыевна взяла старших девочек — первокурсниц. Среди них была нынешняя звезда башкирского балета Гульсина Мавлюкасова. Она шла к высотам через преодоление себя, и в этом ей, конечно же, помогали наставники Людмила Шапкина, Шамиль Терегулов и Леонора Куватова. Помню, в 2005 году я беседовала с Гульсиной, готовя о ней статью, и вспомнила, что Леонора Сафыевна ее похвалила, особо отметив партии в «Жизели», «Кармен-сюите», «Ромео и Джульетте», «Сильфиде». Гульсина не смогла сдержать радости: «О, счастлива такой оценкой. У Леоноры Сафыевны я занималась в хореографическом училище. Она не столько хвалила, сколько отмечала недостатки, да и в театре меня не баловала, а всегда указывала, где что-то делаю не так. И за это я ей благодарна».

Очертить круг ее нелегких обязанностей почти невозможно, все равно не ухватишь постоянное тревожащее чувство ответственности за завтрашний день балета, которое живет в Леоноре Куватовой всегда. А должность художественного руководителя уже ставшего знаменитым уфимского хореографического училища, а ныне колледжа имени Рудольфа Нуреева, только увеличивает степень беспокойства за порученное дело.
Партнеры